воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Е В Р О С О Ю З И У К Р А И Н А


(Россия и украинский выбор. Какие рычаги влияния на Украину все еще остаются в руках у Кремля?) Ясно, какие - война и газ. Ну, ещё и пятая колонна. Точнее - способность некоторой части наших сограждан верить безоглядно Главному Стерху и его "вежливым людям", посетивших нашу страну в камуфляжной "зелёнке" и без опознавательных знаков. С танками, купленными в соседнем магазине на отпускные деньги. Их рычаг влияния - это патриотическая склонность честно ждать Кантемировскую или Таманскую дивизию с хлебом и солью. Война на раскол единства в рядах противника и на его дестабилизацию, похожа на футбольный матч, идущий на встречных курсах. Как было в СССР - отчасти этот матч договорной, отчасти - всамделишный. Электорат во многом напоминает футбольных фэнов. Ребята болеют за цвет футболки и за название клуба, болеют психически, ритуально, скандируя глупости. Смысл игры и ее правила мало кому интересны и далеко не всем понятны. Зато комментаторов можно слушать бесконечно, дабы их пониманием заместить отсутствие своего. Соперники хорошо знают взаимные возможности и склонности. Они полны намерений пройтись по тылам друг друга. Оба вскармливают пятые колонны в стане врага - каждый свою. И - при этом разоблачая чужую. Поэтому игра на так называемом дипломатическом фронте, на психологическом, и на огневом, вполне объяснима своей взаимной открытостью. В нашем случае ситуация зеркального отражения друг друга - друг в друге, уникальна до перформанса. Даже до гротеска. Похожи, как две капли воды из разных морей, но с разной солёностью. Многовековая история взаиморазвития сторон в одном и том же культурном, правовом и экономическом пространстве, генетическая идентичность значительной части населения обеих стран, прямые биографические и родственные связи между этими жестоко противоборствующими сторонами мешают воспринимать происходящее в качестве нормы. Это при том, что война вообще есть коллективная практика нарушение или отмены всяческих норм. Включая уставные. На войне выбирать не приходится - все существенное уже произошло. То есть, можно и должно лишать жизни и здоровья себе подобных, не заботясь о последствиях. А что, собственно, произошло? Чей конкретно выбор сделал ситуацию необратимой? Кто в России так прочувственно спел бардовскую песню "Переведи меня через Майдан" на слова украинского поэта Виталия Коротича, что этот переход через киевскую площадь стал фатальным для всех, кто пел и слушал? Что следует ожидать украинской армии в приближающемся сражении за Мариуполь, если биться, скорее всего, ей придётся на два фронта? А именно - на внешнем и внутреннем? Какой выбор сделают участники всей этой трагедии, если на оперативных картах не сегодня-завтра невзначай появится одесское или даже варшавское направление? Насколько война Путина с Порошенко станет народной войной Горловской народной республики с Лисичанской и с Краматорской? Кому и каким образом предстоит выбирать между абсолютно худым и изматывающим душу миром, и совсем не доброй кровопролитной ссорой?
Свой выбор Украина сделала. Точка невозврата пройдена. Основной вопрос - это вопрос сроков и стоимости его выполнения. У России, у нынешней России, этот докучливый военный сюжет не единственный. Как сказано А.Пушкиным, "есть много мест в снегах России".... Китайско-финская граница - уже не только шутка. Именно поэтому такое раздражение вызывает непокорная прародина "русского мира" у решительных чекистов и разведчиков, которые определяют судьбу Третьего Рима сегодня. Должен признать - это тема космического масштаба. Украинский выбор состоит в самом праве на выбор темы. Если "украинский" видится настолько же украинским, насколько он при этом является не российским, то можно вполне успешно стартовать с этой смысловой площадки. Стартовать в конъюнктурно-методологическом смысле. Учитывая сложившийся тип российского державного мировосприятия, любое подтверждение факта или интонации не то, чтобы украинской независимости, а даже и украинской манеры слышать и слушать имперский смысловой камертон, - есть повод для выяснения отношений. Отношений между человеком и обществом, в котором этого человека вырастили до необходимости самоопределяться. Самоопределяться между общинами, которые пока ещё не готовы этот выбор
сделать, хотя бы считаясь друг с другом. Украинский выбор тем более волнителен для всякого русского человека, а тем паче, для российского чиновника, чем более он просто уже состоялся. Вся история России - это история выбора манёвра между Востоком и Западом. О чем думает двуглавый мутант, охватывая орлиным взором необъятные азиатские просторы и сравнивая их с тесной и нервической коммуналкой Европы - это тайна великая есть. Может, что и ни о чем - просто он так живёт. Во всем этом. Выстроив на костях своего народа в трясине северных болот помпезный итальянско-голандско-германский город Санкт-Петербург, "полночных стран красу и диво", Россия резко и навсегда ухудшила управляемость своего занесённого полугодовым снегом, и разнесённого угрюмой многоукладностью жизни на нем, космического пространства. Имея две трети его протяжённости привольно раскинувшимися в тундре и вечной мерзлоте, к тому же учитывая слабую и неравномерную заселённость, даже протяжённостью своих границ эта Вселенная была обречена на беспрерывные споры с соседями по материку. Споры, как всегда, ни о чем.
Нынешний российский выбор в очень не основной своей части касается непосредственно Украины. Находясь в сотнях и в тысячах километров от зоны боевых действий, можно было вообще ничего не знать о масштабе морально-нравственных и материальных потерь обожаемой и проклинаемой империи. А они были всегда. Для того, чтобы чувствовать себя страной-победительницей, ей недостаточно было иметь вконец разворованный экспедиционный корпус на Балканах - при Александре Втором, или на Дальнем Востоке - при Втором Николае. Нужно было еще, как всегда, систематически более века мифологизировать события в Мукдене, в Порт-Артуре, в бухте Чемульпо. Нужно было врать до собственного уверования в это вранье, про разбитый и затем утопленный бронепалубный крейсер "Варяг", и про разгром всего русского флота при Цусиме. Как всегда, прикрывая собственное, непонятное наивным японцам, головотяпство, и наглое воровство своей дворни, скороспелыми и неоспоримыми сказаниями о массовом героизме.
О подвиге народа. А реальные последствия этих поражений все равно оказались фатальными. Хотя сами факты и замалчивались. Или же перевирались до их как бы научного уразумения, совершенно неподвластного истине. Невольно задумываешься о том, куда бы занесло причудливую российскую историю, согласно которой самые огромные территории удалось присоединить самыми мирными и, в основном, оборонными, действиями, если бы на поле Куликовом в сентябре 1380-го, или в Москве в июне 1918-го вместе со спасшими Ленина и его банду латышскими стрелками появилась хотя бы одна телекамера....
Слушая дивные русские вальсы "На сопках Манжурии" и "Амурские волны" можно продолжать жить вполне безмятежно. Или, по крайней мере, привычно - бедно, но честно. С появлением и всемирным развитием изобретения русского инженера Зворыкина, кровь и ложь фатально объединила народные массы. Те, которые творят зло физическое, и те, которые совершают зло метафизическое - по обе стороны от электронно-лучевой трубки. Или от поверхности дисплея - кому как не повезло. Теперь есть ТВ, можно своего постоянного мучителя и дезинформатора взять, и запросто занести к себе в дом. И даже встроить себе в мозги - по собственной воле и за свои кровные. Мы сами для себя давно стали рычагами влияния. Почище кремлёвских.
Идёт гибридная война - обмениваются не только пленными, не только взаимными сведениями о готовящейся атаке, но и вполне профессиональными клоунами. И их правом смешить народ по обе стороны от хутора Михайловского. Сегодня мы в Украине охотно меняем Сергея и Никиту Михалковых, Говорухина, Лорак, Кобзона и Пореченкова на одного Володю Зеленского. Он, я уверен, будет недоволен - продешевили. Ляшка с вилами меняем на Жириновского с бутылкой "Боржома" наперевес. На очереди - переговоры об обмене коробки конфет "Рошен" на 50% тюменского газа. Мирный Донбасс меняем на трезвый Кузбаcc. Если верить А.Проханову, оба объекта есть продукт метафизики, а этот чеинч - нечто вроде перекраски бывших белогвардейцев в нынешние черносотенцы. Один гектар полтавского чернозема - меняем на весь Алтай.
Одного Киселева, Евгения, - меняем на Познера, и другого, Киселева, Дмитрия, - на Фарион. Тем самым, субъективную правду - на объективную ложь.
В результате этих перестановок самым умным в РФ, вероятно, окажется Миша Леонтьев - получил должность и закрыл рот. А мы тем временем закрываем 7-й километр в Одессе, и открываем по периметру весь 101-й километр под Москвой. Да, еще депутата ГД РФ Елену Мизулину отправляем в Кащенко - это вместо депутата ВР от "Батькiвщины" Надежды Савченко. А вместо боев ВСУ против Луганды и Донбабве объявляем смертный бой Ростовского и Тверского улусов Золотой Орды за русскую деревню Бологое. Сражение между реконструкторами древности из ДНР-ЛНР и имитаторами государственности из Киева будем осуществлять на мясорубках - "побеждённый автоматически превращается в котлету" (О.Бендер у И.Ильфа и Е.Петрова).
После чего воцарится мировая гармонь....

Комментариев нет: